Брест, история Брестской крепости


Николай Кулаков


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Безделушки

Введение    
Зря не копай, читатель, в Интернете
Или в какой-нибудь дрянной газете —
Напрасное занятие искать
На свой больной вопрос ответ.
Его никто не- может знать,
Ни чванливый носитель эполет,
Ни обладатель титулов и званий,
Распухший от безмерных знаний,
Ни ваш слуга покорный, спору нет,
Но он смиренно на себя ответственность берёт
Записывать, что в голову взбредёт,
Рифмуя вольные сонеты,
Пока его с поверхности планеты,
Как прыщ со лба красавицы Жаннетты,
Врач-косметолог Время не сотрёт!
18 ноября 2008г.

I, Что пострадало больше всего?
Мезальянс бездарности и лени
Дал толчок к возникновенью всякой хрени.
Генерал заткнёт за пояс Гарибальди,
Прозой никого не удивит Лессаж,
Музыканты повторят любой пассаж
Паганини, Моцарта, Вивальди.
Но воскресшие на миг Ван Эйки
За маэстро современных труд,
Выплавляющих из живописных руд,
Не без основанья ни копейки
Даже под проценты не дадут!
18 ноября 2008г.

2. Абсурд
Западные меценаты
Не воображением богаты,
А тугой  мошной.
Покупают  князь с княжной
На аукционе Кристи
Полуфабрикат –смешной
Великой  кисти.
Отупели без вина,
Собирая не картины,
А автографы и имена.
Система ценностей зависла!
Глупости  плотины
Не прорвать водам здравого смысла!
19 ноября 2008г.

3. Бизнес есть бизнес
Накупив в периоды инфляции
Кучу от искусства инсталляций,
Уморительного пустодела,
Сверхэлита  захотела
Запустить  в тираж по кругу
Никому не нужные холсты.
Вот и крутятся картины и хрусты
С той поры от друга к другу.
Лишних денег много на руках —
Не простаивает мышеловке...
Ясно, оставаться в дураках
В бизнесе неловко!
19 ноября 2008г.

 4. Плоскостопие
В далёкой голодной Эфиопии
Не слышали о плоскостопии.
Здесь же, в центре сытой Европы,
В странах старого света,
Где исхожены все тропинки и тропы,
Вплоть до придорожного кювета,
Знают о нём не по наслышке,
Есть насчёт него кое-какие мыслишки
В книгах Нового и Ветхого завета...
К нам оно пришло не из Галактики,
А из нашей повседневной практики...
Речь идёт о плоскостопии мозга.
излечивает от него розга!
Годится она и как средство профилактики,
20 ноября 2008г.

5. Откуда все беды?
Все беды человечества от искушенья тех,
Кому обычных недостаточно утех,
На ком стоит печать деяний дерзких,
Поступков мерзких,
Расправ с инакомыслящими зверских,
Кто покорять желал весь поднебесный мир,
Но, скороходы протерев до дыр,
Не смог подняться даже на Памир,
Всегда и обо всём судил и мыслил узколобо,
Чей интеллект застыл на уровне бонобо.
Читатель, если человек разумный ты,
Не жажди на своей могиле мраморной плиты,
Не бойся в обществе прослыть отсталым,
Умей довольствоваться бесконечно малым!
20 ноября 2008г.

6. Каков результат на самом деле?
К деньгам человека нельзя допускать
Он станет пути обходные искать,
Сверхприбыли чтоб без усилий добиться.
С явленьем таким все должны согласиться. Желание большего неодолимо.
Пока исподволь оно нас развращает,
Бесхозная жизнь каша катится мимо.
Предельно безденежье всё упрощает.
20ноября 2008г.

7.Не берите пример с патрициев
Изнеженные в роскоши патриции,
Блюдя неукоснительно традиции,
Беем демонстрировали напоказ свои амбиции
И ими заражали люд приличный,
К труду и созиданию привычный,
Выращивавший хлеб отличный,
Искусный в живописи и ваянии,
В молитвах знавший толк и в покаянии.
Здоровый плебс в убогом одеянии,
Знал о тлетворном их влиянии
На климат человека гармоничный
И впредь держись на расстоянии
От гнилью поражённых
Павлинов разряжённых!
21ноября 2008г.

8. Христианское государство?
церковь говори: отдай другим
Голодающим, бездомным и нагим,
Ближнему не делай зла,
Кровь Христа от скверны мир спасла!
Государство учит: дером не свищи,
Всюду выгоду свою ищи,
С должника снимай  последние штаны
/Полномочия кредитору даны/,
Конкуренту не давай набраться сил,
Сам при том неуязвимым будь...
Вписок весь ещё не огласил,
То и так понятно, в чём тут суть.
21 ноября 2008 г.


            Обманщики.

Врут историки, врут политики,
Обозреватели и аналитики,
Литературные и музыкальные критики.
Балетмейстеры и ассенизаторы,
Претенденты в велеречивые ораторы.
Врут все без исключения:
Умные и не очень, заслуживающие почтения,
Недостойные, страдающие от запора,
Врут всегда, везде и без разбора.

Скажите на милость, сделайте одолжение,
Кто и когда наносил непростительно
Удар по собственной репутации?
Разве только в бреду да в стагнации.
Правда неприятна, возмутительна, оскорбительна.

Соблюдайте, господа, приличия неукоснительно!

Нет правды в мире, как нет справедливости;
Все совершается во имя красивости,
А не какой-то уродины истины ради.
Надо, наперекор обычаям,
Того представлять к награде,
Кто страдает косноязычием!


            Радуйся!

Радуйся, пока носят кости.
Мы в этом мире случайные гости.
Пришли, увидели, победили,
Себе подобных, сколько смогли, наплодили.

Нагадили, напакостили, натоптали,
Изуродовали просторы и дали
Вычурными сооружениями.
Заполнили пустое время богослужениями,
Всякими вредными обычаями и привычками.
Вовсю пользовались замками и отмычками.
Создали ремесел великое множество,
Поэзию, музыку, художество.
Еще кое-что по мелочам совершили,
Словом, не даром рождались и жил.

И окончательную внесли ясность,
Уткнувшись носом в ядерную опасность.

Но этого мало, ученым — задание:
Шире использовать новации
Генной модификации!
Вот наказание!

Овощи и фрукты вырастают колоссальные,
По форме идеальные,
Не снимает проб с них ни тля, ни микроб!

Кушайте
И слушайте :
Больше не понадобятся дотации
На последующие модификации.
Даже мыши во втором поколении
Отказывают себе в совокуплении!

От таких новаций под литавры
В ритме танго от Оскара Строка
Вымрем все, как мамонты и динозавры
Раньше срока!


 

Отрывок из книги "Спасатели"


Глава 1

Скользящий удар метеорита стер с лица Земли Уральские горы.
Сотни крупных рек и речушек, берущих в них начало, перестали существовать.
Трещины раскололи Восток до Тихого океана, Юг до Тибета и Запад до Атлантики. Из недр хлынула раскаленная магма, затопив необъятные пространства и превратив их в безжизненные пустыни из застывшего стекла.
Провалившиеся, исчезнувшие, погребенные города и села стали кладбищами миллионов людей. Так называемая Западная трещина уничтожила Третьяковку, Пражский музей изобразительного искусства, Лувр и многие другие государственные и частные коллекции.
Известные, малоизвестные и совершенно неизвестные произведения искусства безвозвратно погибли в разверзшейся тверди.
С многих не было сделано даже репродукций, и они сохранились лишь как названия в каталогах да в памяти редких ценителей, любовавшихся ими в минуты досуга.
Никогда ничего подобного уже не будет создано.
Каждый художник неповторим. И каждая картина уникальна. Ни одна копия не в состоянии передать особенности ведущегося на поверхности холста творческого процесса, заметные в оригинале. Заметные знатокам живописи.
Коих не так много.
Тициан только к 90 годам стал понимать, «что такое живопись».
Вермер 200 лет провисел в музеях в полной безвестности, прежде чем его обнаружили.
Оказалось, в своих крохотных цветовых симфониях он проник в тайны живописи дальше всех.
Не каждый художник может похвастаться, что он выбрал самый трудный путь. Многие художники предпочитают обходить трудности стороной. И оправдывают свою лень сентенциями: «Я так не вижу!».
Все видят одинаково. Но не у всех есть воля передать то, что видят. Авангардисты - самые большие лодыри цеха. Легче придумать новое течение в искусстве, чем нарисовать конкретный предмет в перспективе и со светлостью.
Нарисовать цветом равнозначно защите диссертации.
Почему и говорят: академик живописи.
Правда, многие современные академики, профессора и мэтры больше смахивают на школяров, ищущих вчерашний день.
Кто-то имеет звания, кто-то пишет прекрасные картины. Каждому - свое. Один из бесчисленных парадоксов, сопутствующих человечеству.
Звания даются не потому, что претендент достиг вершин Вермера, а потому, что у него хорошо подвешен язык, красивая жена и водятся деньги. Любая из трех причин - достаточное основание для получения какого угодно звания.
Самое удивительное, каждый лауреат искренне верит, что его оценили по заслугам.
Такова природа человека.
Он верит в то, во что ему выгодно верить.
Семья Француза принадлежала к сливкам общества в стародавние времена. И после катастрофы еще владела кое-какой собственностью и капиталом в банках.
У деда была частная художественная галерея и, как многие галереи, ее поглотила трещина. Вместе с ней ушла в недра большая часть принадлежавшей ему когда-то земли. Остался крохотный клочок, превратившийся в пустошь, обнесенный колючей проволокой.
Мысль построить мастерскую на краю обрыва появилась у Француза под наитием схватившего его острого приступа мизантропии.
Он приехал к Отцу в офис.
Отец занимался консультациями по вопросам изобразительного искусства, и сам был неплохим художником, отучившись в свое время в школе изящных искусств.
Образование - база, на которой умный человек строит свою профессиональную деятельность. Отец не заблуждался на тот счет, что само по себе образование не гарантирует создание шедевров.
Любой начинающий художник копирует натуру и разводит на холсте грязь» прежде чем научится строить свою собственную гармонию чистым цветом и черпать из головы законченные композиций. В его душе должен произойти переворот. Большинству художников не суждено дорасти до этого уровня. Они останутся рабами натуры навсегда, До конца жизни. Без натуры они бессильны. В ней - вся их энергия и вдохновение.
Секретаршей у Отца была 24-летняя манекенщица Глория Щимкус. Ослепительная блондинка с фигуркой, застав ляющей забыть о скучной и мелочной действительности и воспарить к звездам или облакам, в зависимости от времени суток случившейся встречи и состояния погоды.
Она поприветствовала Француза кивком головы и безупречной улыбкой, приоткрывавшей кончики белоснежных зубов.
Француз охотно ответил на улыбку. Глория ему - нравилась отсутствием зазнайства, свойственного моделям ее ранга, и неизменно ровным настроением. Строит из себя невесть что тот, кто ничего особенного собой не представляет.
-Отец у себя?
- Подожди немного. У него важный гость.
- Давно сидят?
- Порядочно.
- Меценат? - Хаммер. Обсуждают проект спасения художественных ценностей из вашей галереи. Я готовила текст договора.
Француз знал Хаммера. Художнику нельзя не знать людей, покупающих картины.
Большевики из зародившейся в начале 20 века на территории России страны Советов с легкостью разбазаривали так называемое «народное достояние». Почти весь Фаберже ушел за рубеж. Лучшие художники, писатели и музыканты эмигрировали туда же. Арманц Хаммер, родоначальник династии меценатов, не отягощенный предрассудками, сразу понял, какую выгоду можно извлечь из сделок с невежественными, пораженными красной чумой идеологическими дикарями, которым в соответствии с поговоркой: «дуракам везет» попали в руки несметные духовные сокро вита. Он выорал лучшее из Эрмитажа и увез за океан.
Если бы у Лувра был свой Хаммер, «Джоконда» осталась бы цела...
Француз устроился в удобном кресле у журнального столика и взял несколько проспектов. Современное искусство, западноевропейская живопись, латиноамериканский канон.
В Латинской Америке никогда не существовало достаточно высоких культурных традиций. Там испокон веков кое-кто от случая к случаю забавлялся игрой в кисти-краски. На дилетантском уровне, не увлекаясь всерьез техникой - лессировками, нанесением различного по плотности красочного слоя: прозрачного в тенях и пастозного на свету... Оценивая картину, надо прежде всего смотреть, как «обработан» холст.
Рубенс не стал бы «королем живописи и живописцем королей», если бы ляпал краску как попало. У него не найдешь пастозного мазка темного цвета, его темные тона прозрачны, как акварель. Говори о живописи, следует иметь в виду только западноевропейское искусство 16-17 веков. Увы, никогда более ни одному художнику не удалось достичь вершин «малых голландцев».
На столе Глории загудел зуммер. Девушка щелкнула тумблером, и в приемной раздался густой бас Отца:
- Найди мне Француза!
- Он здесь.
Француз встал и направился к двери.
Отец восседал в центре за столом. Крепкий сорокалетий мужчина с проседью в густых волосах, в светлом дело вом костюме под стальной цвет проницательных глаз.
Слева от него расположился коллекционер - начинающий полнеть человек с бронзовой от загара лысиной.
- Ты появился в нужное время и в нужном месте, 1 сказал Отец. Что-то хотел?
- Узнать насчет того участка возле трещины, где стояла галерея. Думаю там построить мастерскую.
- Я могу тебе предложить там же более интересное занятие, чем строительство.
Отец обернулся к Хаммеру.
- Мой сын Француз.
- Майк, - лысоголовый протянул короткопалую квадратную ладонь.
- Майк Хаммер, - пояснил Отец, - вкладывает средства в дело спасения художественных ценностей из нашей галереи. Мы составили двустороннее соглашение, тебе надлежит стать представителем с нашей стороны. В случае успеха предприятия, если холсты не слишком пострадали, по заключенному договору часть из них перейдет в коллекцию Хаммера, в счет компенсации расходов, часть останется у нас. Половина на половину. Так что не у тебя одного есть идеи. Мы как раз заканчиваем реставрацию одного из принадлежащих нам зданий в Париже, надеюсь, в нем мы откроем выставку спасенных шедевров. Ты спросишь: почему мы так долго тянули со спасательными работами? Отвечу: никто не думал о таком варианте. Теперь у нас иной взгляд. Из Лувра уже подняли несколько сотен картин, и это только начало. Возможно, а вернее, я уверен» что и мы вернем свои картины. Ну как, подходит тебе такое занятие?
-Я согласен.
- Тогда поставь свою подпись на документе и приступайте. Достаньте все, что еще подлежит реставрации.
- И что не подлежит, - вмешался Хаммер. - С эпохи Эллинизма до нас дошли обломки скульптур, но оттого их ценность не меньше. Венера Милосекая без рук, Ника Самофракийская без лица...
- Удачи»-пожелал Отец, улыбнувшись.

* * *

Трещина в этом месте была метров сто пятьдесят шириной и на пятьдесят глубиной. Проделав от бывшей Уральской гряды путь длиной почти пять тысяч километров, она превратилась из жуткой бездны там, где брала свое начало, в большой овраг, промытый как бы в мягком песчаном грунте обильными дождями, здесь. Что осталось от галереи в результате сдвига почвы? Груда камней? Есть ли надежда, что хоть один из залов уцелел и в нем на стенах все еще висят картины?
Француз стоял у осыпающегося края трещины и смотрел на подернутую пленкой ржавчины лужу на дне. Начинать придется с откачки воды.
Потом земляные работы. Причем, вручную, с помощью лопат.
Он сомневался в разумности их затеи. Работы непочатый край! И при том абсолютная неизвестность: сохранилось ли что-нибудь? Поздно, все безвозвратно погибло!
Майк Хаммер подошел и встал рядом :
- Рискнем?
Француз неопределенно пожал плечами .
- Что мы теряем? Пострадаю я. А возможно, игра и стоит свеч. Доберемся до развалин - увидим. Лично я склонен делать оптимистические прогнозы. Иначе не стоило и начинать.
На горизонте появился геликоптер.
- Вот и оборудование!
Стрекоза смело юркнула в распахнутый зев Земли.
За ней начали спускаться Хаммер и Француз. Рабочие уже копошились внизу.
Склоны поросли травой и кустарником, кое-где подымались ввысь деревья. Пролетевшие со дня катастрофы годы дали начало дикому лесу.
Не успели они спуститься, геликоптер взмыл вверх и, крутанувшись, отбыл восвояси.
Он доставил два контейнера.
В одном находилось оборудование, во втором - шиты из новейшего прочного и легкого материала для щитового домика.
Двое рабочих в ярко-оранжевых робах вскрыли первый контейнер и начали сборку насосной установки, двое других взялись за подготовку площадки для домика.
Опытная бригада состояла из четырех человек. Каждый в ней знал, что ему надлежит делать. Компаньоны взяли на себя общее руководство.
К обеду домик стоял, а насос работал. Снова появился геликоптер с продуктами питания.
Здесь, в нескольких километрах от полуразрушенного Парижа, в трещине, расколовшей Европу, на глубине полета метров началась нижеописанная история.

 


 
   








   
       

Яндекс.Метрика